You are viewing souzpotrebitely

Previous Entry | Next Entry

право, защита

АРОО по защите прав потребителей «Народный союз потребителей» информирует.

Основное направление работы АРОО по защите прав потребителей «Народный союз потребителей» заключается в защите прав потребителей жилищных и коммунальных услуг. В этой связи, мы предлагаем Вашему вниманию разъяснения терминов и понятий, применяемых в жилищных правоотношениях, и без уяснения которых, простым гражданам, собственникам многоквартирных домов (далее МКД), очень сложно ориентироваться при заключении договоров, связанных с управлением МКД.

     В последнее время,  участились случаи обращений к нам граждан с вопросом о различии между договором управления, договором оказания услуг, и договором выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а так же о раскрытии понятия «Управляющая организация».

ОТВЕТ:

Ч. 1 чт. 161 ЖК РФ гласит: - Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.

С учетом положений Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170, управление многоквартирным домом - это хозяйственная деятельность, осуществляемая в интересах собственников помещений в многоквартирном доме и представляющая собой комплекс фактических и юридических действий по надлежащему содержанию многоквартирного дома и земельного участка, на котором расположен дом и иные объекты недвижимости, связанные с жилым домом, и обеспечению граждан коммунальными и другими услугами, а также иную деятельность, определяемую собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Согласно «Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75):

- Управляющие (жилищные) организации - это организации любой формы собственности и организационно-правовой формы, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме (домах), а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме (домах).

То есть, Управляющей организацией (далее УО)  может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель,  который получил право осуществлять деятельность по управлению и содержанию МКД. Стоит обратить Ваше внимание на то, что даже любой из сособственников МКД может стать таким индивидуальным предпринимателем и осуществлять работы по оказанию услуг и содержанию МКД.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ: - По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст. 16 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам в таком доме...

Договор управления, в жилищном праве, представляет собой смешанный договор в котором объем обязательств Управляющей организации раскрывает ст. 162 ЖК РФ это:
а) надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД.
б) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом МКД.

Этот договор включает в себя элементы договоров возмездного оказания услуг, подряда и энергоснабжения и результатом его является исполнение комплекса обязательств УО. По договору управления УО является исполнителем, а собственники МКД заказчиками комплекса услуг и работ, исполнение которых должно обеспечить надлежащее содержание МКД. По договору управления, УО не должно наделяться без согласия собственников МКД, правом владения, пользования или распоряжения имуществом МКД, ни в целом, ни в части. Эти права остаются у собственников МКД, а УО по такому договору лишь наделяется правом требования вознаграждения за оказанные услуги и работы.

По договору управления, УО действует за плату, от своего имени в интересах собственников (посредничество), и потому не является представителем собственников МКД.

По договору управления УО не может получать выгоду от использования имущества собственников МКД (сдача в аренду подвалов, размещение рекламы на фасаде дома, использование земельного участка и пр.), но имеет право на вознаграждение по договору управления, при этом, есть нюансы и потому вопросы вознаграждения, в заключаемом договоре, следует особо внимательно рассматривать.

2. Договор оказания услуг.

ч. 5 ст. 38 НК РФ гласит: - под услугой для целей налогообложения признается "деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности".

Таким образом, договор оказания услуг представляет собой соглашение, заключенное между собственниками МКД и УО, по которому, УО - исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность не направленную на овеществленный результат (услуги поручения, консультационные, связи, интернет, предоставление информации на разных носителях, коммунальные услуги и т. д.). Заключение такого договора, в определенных случаях, приемлемо во всех способах управления МКД. Однако, стоит внимательно рассматривать каждый вид предлагаемых услуг, так как УО в текст договора на оказание услуг часто закладывают посреднические услуги, такие как: управление имуществом МКД, поручение представительства, оказания коммунальных услуг, которые собственники при способах НУ и ТСЖ вполне могут получать и без посредников, и без заключения договора с УО.

3. Договор выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, это договор подряда, в силу главы ч. 2 ст. 779 ГК РФ не является услугой, а представляет собой работу, направленную на достижение определенного результата за плату. По такому договору подрядчик не может наделяться функциями управляющего или представителя, а является лишь исполнителем заказанных работ, направленных на обеспечение надлежащего содержания общего имущества собственников МКД.

Исходя из выше изложенного приходим к выводам, что собственникам МКД целесообразно применять следующие:

Способ управления УО
Заключение договора управления с УО применимо к способу управления Управляющей организацией, который с 18.06.2011 г. в ЖК РФ заменил собой способ управления Управляющей компанией. При способе управления УО, собственники МКД, за плату, отдают управление домом посреднику - УО.

Способ НУ
Ч. 1. 1 ст. 164 ЖК РФ: - При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Ч. 1. 2 ст. 164 ЖК РФ: - По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (заметьте не коммунальные услуги).

Согласно ч. 2 ст. 164 ЖК РФ: - Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. (Это договоры предоставления коммунальных услуг или коммунальных ресурсов, в зависимости от того, кто их исполнитель).

Ч. 7 Правил ( Пост. Правительства № 307): - При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

То есть при способе НУ собственники МКД могут приобретать коммунальный ресурс непосредственно у ресурсоснабжающей организации до внешней границы МКД и далее сами приобразовывать её в коммунальную услугу. А могут приобретать коммунальную услугу у исполнителя коммунальных услуг, который в свою очередь приобретает коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации, и преобразуя его в коммунальную услугу, предоставляет потребителю за плату. Такие договоры заключаются каждым собственником самостоятельно, тогда как договор на содержание и ремонт общего имущества заключается одним договором от лица всех собственников.

Согласно «Правил предоставления коммунальных услуг» (Пост. Правительства № 307 от 23.05.2006 г. в ред. 06.05.2011 г.):

- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

УО часто используют то, что закон предоставляет собственникам МКД при способе НУ выбор, на заключение договора предоставления коммунальных услуг/ресурсов, с исполнителем или ресурсоснабжающей организацией, и облачают такой договор в форму договора управления, включая в него услуги и работы по содержанию с техническому обслуживанию общего имущества МКД, и коммунальные услуги.

Договор управления заключается с каждым собственником, таким образом, с
обственники МКД заказывают в УО работы по содержанию и ремонту МКД, а так же коммунальные услуги, которые УО зачастую не будет им предоставлять, так как энергоресурсы собственники будут получать на прямую от ресурсоснабжающих  организаций, но плату за коммунальные услуги УО включает в тариф по договору управления. Возникает спорный вопрос по цене договора.

Согласно ст. 164 ЖК РФ при способе НУ управление МКД производится непосредственно (то есть без посредников) собственниками. Заключение договора управления при способе НУ почти полностью подменяет способ НУ способом управления УО.

Так как ЖК РФ не обязывает собственников МКД при способе НУ заключать договор управления, но обязывает их с 01.03.2012 г. заключать с УО договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч. 9.1 ст. 161.1 ЖК РФ), то договор управления заключать при способе НУ не целесообразно.

Способ управления ТСЖ
Заключение договора управления между УО и ТСЖ предусматривается ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, и при заключении такого договора органы управления ТСЖ фактически передают управление МКД в руки УО. Раздел VI
ЖК РФ предусматривает следующее:

В силу ст. 135 ЖК РФ, ТСЖ некоммерческая организация, созданная для управления МКД.
Ст. 144 ЖК РФ гласит, что органами управления ТСЖ являются общее собрание и правление.
Ст. 147 ЖК РФ устанавливает правило, что члены правления не вправе
поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Ч. 2) ст. 138 ЖК РФ Обязанности ТСЖ: - осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;
Ч. 4) ст. 148 ЖК РФ Обязанности правления ТСЖ: - управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им.
Ч. 4 ст. 145 ЖК РФ Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Из выше приведенных норм следует, что правление ТСЖ обязано заключить договор управления МКД только во исполнение решения общего собрания (если такое имееися), так как сами члены правления ТСЖ не вправе поручать, доверять или возлагать свои обязанности по управлению МКД на других лиц.

В силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ: - При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч. 11 ст. 161 ЖК РФ: - В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.

Материал предоставлен пресс-службой АРОО по защите прав потребителей «Народный Союз Потребителей»

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
stepanov8
Mar. 29th, 2012 08:45 am (UTC)
Насчет НУ. Это очень хороший способ управления, но, к сожалению, во многих случаях чисто теоретический способ, и на практике очень тяжело реализуемый. Простая практическая проблема - нет юрлица - нет расчетного счета, очень тяжело заключать договора с РСО и подрядчиками.
Знаю случай в городе: старый дом 8 квартир с НУ включился в программу "фонда ЖКХ" по капремонту.Ну, и куда перечислять миллионы рублей на ремонт? На личный счет одного из жильцов? В итоге зарегистрировали ТСЖ.
souzpotrebitely
Jun. 13th, 2012 06:41 pm (UTC)
В программу кап.ремонта с НУ не войти, хотя и тут есть вариант с договором управления МКД, только нужно найти сговорчивую УО и обыграть условия. С введением в силу ст. 161.1 ЖК РФ, все НУ в МКД с количеством квартир более 12 обязаны заключить договор (как минимум на тех. обслуживание) с УО, проблема р/сч. отпадает. На мой взгляд лучше способ УО чем ТСЖ, в нашем городе РСО на ТСЖ вешают такие долги, что большинство МКД уходят в срочном порядке в НУ, у нас ТСЖ не вылезают из арбиртажного суда, а судебные расходы там не малые.
( 2 comments — Leave a comment )